Юдоль - Место, где страдают, мучаются, терпят нужду.

(Толковый словарь Ефремовой)

 

Почему наша земля исподволь считается землей варваров?

Почему кровожадность Востока уже не шокирует нас, а позволяет нашим деятелям от культуры вторить этому навязанному постулату?

Почему мы забыли Средне – Азиатское Возрождение IX – XIV веков? Или нам забыли?

 

Легко управлять народом, не знающим свою историю, каждый год, да не только год, каждый день можно начинать с чистого листа…

 

 

1. Забытые хранители мудрости.

 

Когда арабские исследования, арабская мысль, арабские сочинения предстают в полном объеме, становится ясно, что без арабов европейская наука и философия не смогли бы развиваться такими темпами. Они не только сохранили живыми науки, которые постигли, но и расширили их диапазон. Когда около 1100-го годов европейцы стали серьезно интересоваться наукой и философией своих врагов сарацинов, эти науки в расцвете. Европейцам пришлось учиться у арабов всему, что было возможно, прежде чем они смогли двинуться вперед.
У. Монтгомери Уотт

 

Арабский халифат VII – IX век новой эры, а кто сохранил знания и учения древней Греции и других народов до этого периода?

А кто преумножил и дополнил сокровищницу знаний до XII – XIV века, когда ее позаимствовали европейцы?

В историографии Средняя Азия зачастую изображается как залитая кровью арена, куда стекались бесчисленные полчища Александра Македонского, арабских халифов, Чингисхана, Тамерлана.

Она изображает эти народы лишь пассивным объектом всевозможных завоеваний, а среднеазиатскую культуру - лишь слепком, копией арабской.

В IX веке Средняя Азия освобождается от власти арабского халифата, происходит расцвет среднеазиатских городов, которые в этот период становятся не только центрами торговли и караванных путей, но и центрами высокой культуры и цивилизации.

Именно в эту эпоху сочинения ученых Средней Азии приобретают мировую известность и оказывают плодотворное воздействие на передовую мысль своего времени как в Азии, так и в Европе.

Аль - Фараби, Бируни и Ибн-Сина (Авицена) и сотни других ученых и мыслителей, народов Средней Азии, унаследовали и преумножили достижения мировой культуры.

Почему мировая культура древних оказалась доступной всем народам Средней Азии?.. Экскурс в историю.

…Константинопольский патриарх Несторий заложил основы сохранения знаний и трудов греков и других ученых, а также переводов этих знаний на сирийский язык.

После 3-го вселенского собора (в 431 г.), низложившего пaтpиapxa Hecтopия, его последователи нашли приют при дворе Сассанидов, в Персии.

Образовательный центр из Едессы, где школа их в 489 году была закрыта по приказу императора Зенона, перенесли в Низибию.

Здесь они, как и в Едессе, занимались наукой, изучением и переводом классиков, а также греческие труды философов и ученых на cиpийский язык.

Были переведены на арабский язык, сохранены и размножены утерянные в Европе труды греческих, латинских и византийских авторов. Лишь много позже они были переведены на европейские языки и вновь стали достоянием европейской культуры.

Христиане – несторианцы свою миссионерскую деятельность успешно сочетали образовательной, создавая новый епископский престол, они одновременно строили школы, библиотеки и больницы.

Даже во времена Арабского халифата христиане и мусульмане принадлежали к одному интеллектуальному кругу и даже сотрудничали в системе управления.

Здесь необходимо добавить, что арабский язык – язык духовенства, а большинство ханств Персии - язык парфян (персидский диалект тюркского языка!), который стал литературным языком.

Такова судьба Рудаки, Низами Гянджеви, Амира Хосрова Дехлеви, Омара Хайяма, Деде Коркуда, других знаменитых поэтов. Все они продолжатели одной культуры – парфянской. Отсюда и «книжный пехлеви», и таджикско-персидская, и азербайджанская, и староузбекская литература.

Ныне просто забыто, что на Среднем Востоке со времен Парфии жил литературный «диалект» тюркского языка, на нем общались поэты и философы. Тюркскому языку официальная наука отказывает в древности.

(Арабское письмо произошло от набатейского письма, развившегося из арамейского письма, который применялся для того, чтобы писать по-тюркски. – Э. Денисон Росс)

Это предопределило широкое распространение просвещения среди широких масс многонационального народа Средней Азии.

Выпускники школ несторианцев занимали должность дабиров – государственных служащих, канцелярских секретарей и врачей.

Это были основным фактором, предопределяющем расширение христиан – несторианцев, по всей Средней Азии, юга Сибири, западного Китая и Монголии, особенно среди членов различных кочевых тюркских племен.

Самарканд получил статус епископства или митрополии, вполне возможно даже патриаршества, Yeshuyab II (628-643) или Салиба Заха (712-728).

Католикос Тимотия писал в 781 при освящении епископов для кочевников и для Тибета: «царь турков (калмыков) почти со всеми (жителями) его стране, оставил свой ​​древний идолопоклонство, и стал христианином, и просил нас в своих письмах, чтобы создать митрополии для своей страны, и это мы сделали».

Просвещение христиан - несториан способствовало народам Средней Азии поднять свой голос, что его услышали во всем мире, показать что это не забитые язычники и неистовые мусульмане.

Наследство этих несторианских миссионеров до сих пор сохранились в манускриптах и памятниках, все они основаны на сирийском алфавите, в их числе согдийский, уйгурский, маньчжурский и монгольский в котором сохранился скрипт арамейского.

В 996 г. правителем Хорезма Мамун ибн Муҳаммедом была создана «Академия хорезмшаха Мамуна» (вошедшая в историю с легкой руки известного немецкого востоковеда Карла Брокельмана как Академия Мамуна).

С Ближнего и Среднего Востока в Гурганжу Мамун пригласил многих талантливых ученых. В Академии Мамуна трудились такие ученые, как Абу Райхон Беруни (являлся руководителем академии), Абу Али ибн Сино (Авицена).

В плеяде ученых следует отметить христиан: Абу́ Сахл Иса́ ибн Яхья Масихи́ Горгани́ друг и учитель Авицены, Ибн ал-Хаммар ученика знаменитого Аль-Фараби (Аристотеля Востока).

Есть сведения о том, что астроном Абу Наср Исмаил ибн Хаммод Фараби аль Жавҳари (940-1008 гг.) впервые на территории Хорезма создал крылья и полетел. Это зафиксировано в рукописи, которая сегодня хранится в Санкт-Петербурге.

Множество замечательных поэтов, ученых и мыслителей внесших бесценный вклад в мировую культуру, но когда мы говорим о передовых мыслителях Средней Азии, всегда следует помнить, что им приходилось трудиться в условиях постоянных преследований, засилья религиозного мракобесия, гонений на все мало-мальски прогрессивное.

Многие подвергались преследованиям и обвинением в ереси, как Омар Хайям, Аль - Фараби.

Мусульманское духовенство запретило хоронить Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси на мусульманском кладбище, как вероотступника. Тело поэта было предано земле в его саду.

Абу Абдаллах Джафар Рудаки - ослеплен.

Абу Мансур Мухаммад Ибн Ахмад Дакики – среднеазиатский философ и поэт – убит исламскими фанатиками.

Это было время, где христианство мирно соседствовало с исламом, где свободно процветал иудаизм с буддизмом. Все зависело только от личного пристрастия верховного правителя.

К северу и на восток от средней Азии господствовало несторианство. Хотя в Бухаре и Хорезме существовала митрополия с восьмого века.

К времени прихода Темуджина — Чингисхана начало XII века несторианскому патриарху в Самарканде подчинялось 25 митрополитов и 130 епископов, разноплеменные епархии которых были разбросаны на огромной территории.

О проникновении несторианства в Китай китайские источники сообщают следующее: «Из государства, в древности называемого Да-цинь (т.е. Римского), в правление императора Тай-Дзуна, приехали в Китай гости и привезли с собой святые книги и образа, и теперь еще сохранился памятник их учения, вырезанный на камне, который можно прочитать».

Гости, о которых здесь идет речь - были несторианские миссионеры со священником Ола-беном во главе, прибывшие в Китай в 636 г. а памятник, упоминаемый в китайских источниках, надпись вырезанная на камне монахом Гин-Гинем в 781 г., в правление императора Де-Дзуна. Памятник этот найден в 1625 г. в Шаньсийской провинции, близ города Шинь-Аня.

Это мраморная доска с изображением креста, весьма правильно вырезанным, под которым надпись китайскими буквами, смешанными с сирийскими, такого содержания:

«творец сущего создал два духа, а также животных и человека, не знавшего греха; но первый человек прельстился и пал, вследствии чего произошли ложные вероучения.

Ради этого преблагий Meccия принял на себя человеческий образ, родился всесвятой человек от непорочной Девы в Иудее, необыкновенная звезда возвестила миру и Его рождении и привела к Нему на поклонение царей с дарами, так сбылись пророчества. О делах и учении Его у нас есть 27 книг, указывающих верный путь к вечному блаженству».

Далее из той же надписи видно, что в 636 г. с христианской проповедью прибыл в город Гань-Ань священник Ола-бен, что император, познакомившись с новым вероучением, принял его, а в седьмую луну 638 г. издал указ в пользу xpистианства, а вскоре, затем, по его повелению, в городе Инине был построен xpистианский монастырь.

В конце VII века будийские монахи воздвигли гонение на христиан, но с половины следующего VIII столетия при императорах Сюань-Дзуне и Су-Дауне христианство опять терпимо в Китае, по повелению Су-Дзуня построено было несколько новых христианских храмов. Преемники названных императоров продолжали покровительствовать христианам».

Цитируемый нами памятник был открыт в царствование императора Шинь-Яо-Дзи, который велел его отвезти в город Шинь-Ян-Фу и хранить там в особом xpaме.

Памятник этот в Eвpoпе долго считали подложным, думали, что он подделан иезуитами: склонность к христианству монголов, о которой он сообщает, представлялась в Европе маловероятной.

Но открытие в 1885 г. двух обширных несторианских кладбищ в Семиреченской области с многочисленными надписями на могильных камнях от IX—XIII веков пролило новый свет на этот вопрос и широкое распространение несторианства среди монголов в описываемую эпоху стало несомненным.

В 1886 на общем собрании Императорского русского археологического Общества, был зачитан интересный доклад о несторианских кладбищах, открытых в Семиреченской области, близ Токмака и Пишпека.

«Марию Юханан. Отец Иоанн», - гласит одна надпись на камне, открытом в Семиречье и рядом «Александрос», дата после Александра.

Язык на могильных камнях сиpийский, по своим граматическим формам представляет здесь драгоценность. Надписи сохраняют тюркские имена, тюркскую дату и годовой зодиак с обозначением «Дракон», «Заяц», «Обезьяна», и рядом с этим иногда дата от эры завоеваний Александра.

«1089 г. могила священника Маскута, могила Сонь-до-юкая верующего». «1618 г. (1307 г. нов. эры). Баран (год).

«Могила Юлии миловидной, невесты епископа Юханана (Иoaннa)». Нecтopиaнcкиe епископы, как видно, были женаты.

«В год 1650 (1339 г.)…, табышкан (год зайца). Это могила Шелиха, священника очень потрудившегося для Сиона, благословен всеми был».

Наконец, вот еще замечательная надпись: «1627 (1316 г.) год затмения Дракона. «Это могила Шериха, - говорит надпись, - славного проповедника, который просветил все монастыри светом, сына экзегета Петра, прославленный красноречием, его голос был громок как труба. Господь, да сохранит его преосвященный дух с проповедниками и отцами, да достанется ему всякий блеск».

Камни говорят! Немой голос Шериха и дата его смерти подтверждает, что Чингиз – хан не уничтожал христианства, если оно процветало даже на подвластных ему землях!

Кем же были Татаро – монгольское войско? «Варвары» Азии.

 

2. Drang nach Osten

 

 

В исторических анналах есть неоспоримый факт, что весной 1241 г. татаро-мон­гольские войска под предводительством хана Батыя, вторглись в Венгрию и нанесли венграм сокрушительный удар.

Венгерские войска были полно­стью уничтожены. Погибли надор, оба архиепископа и множество рыцарей – крестоносцев.

Совершив опустошительный рейд по Венгрии, татары летом 1242 г. неожиданно покинули пределы королевства.

И все…

Почему на плечах побежденного противника Батый не пошел дальше на Запад?

Историей скрыто и причины нападения, и причины ухода.

Экскурс в историю:

Раскол в Византийской церкви между православием и католицизмом произошедший в 1054 году, определил всю политику Рима или точнее Ватикана к России и Азии вплоть до 20 века.

Для разрушения мифа и легенды татаро – монгольского ига, и этого набега Батыя на Венгрию, необходимо не только понять характер православия на территории России и характер русского народа, но и рассмотреть вопрос о Константинополе в свете истории.

Католический мир формировал мнение, что обладание Константинополем является ключом к владычеству над миром, и что укрепление православной России на берегах Босфора будет роковым для католической Европы.

Крестовые походы, объявленные папой, решали не только экономические проблемы Запада, но и поднимал авторитет церкви, ставшей вассальной к королям латинского мира.

Официальная история гласит: четвертый крестовый поход католического Запада в 1204 году завершился крахом Византийской империи, полным разгромом Константинополя и поголовной резней православных.

Пограбили ратники Божьи немало. Участник и хронист похода, знатный французский барон Жоффруа де Виллардуэн (Geoffroi de Villehardouin, ок. 1150–1213), сообщает:

«Такой обильной добычи не брали ни в одном городе со времен сотворения мира». Весьма желанной добычей стали реликвии. Честной Крест, терновый венец Христа (он, правда, некоторое время оставался в Константинополе у новых владельцев) и многие иные священные предметы оказались у крестоносцев.

Одно только описание похищенных из Царьграда священных предметов и останков, составленное в 1870-х годах, с трудом уместилось в два объемистых тома.

Упившись победой и вывозом ценностей с востока, папа напоминает, православная Византия распространила свою веру на Киевскую Русь и могла вывезти богатства церкви из Константинополя в Третий Рим (Москву).

Четвертым Латеранским Собором, имевшем место в 1215 году, спровоцировала миссионерские интересы Латинского Запада на восток, в том числе к азиатским странам.

Проповедники крестовых походов годами втолковывали христианам, что враги Креста – враги и Господами человека. Следовательно, язычники, мусульмане, схизматики и еретики не имели права на существование.

Они были опасны для христианства, и их нужно было уничтожать «как паршивую овцу, дабы спасти здоровых».

Сомнения, если они и возникали в головах людей, быстро разрешались представителями церкви, которые провозглашали, что любая война между христианами и неверными – война справедливая и достойное средство для защиты и распространения христианства.

Цитируя блаженного Августина, они заявляли, что сама жизнь язычников греховна, вне зависимости от их дел – добрых или злых, потому что все, что они ни делают, они творят, не зная истинного Господа.

Язычников даже не стоило бы приводить к христианству силой, они не имеют права на независимое государство, особенно такое, где бы они преследовали христиан и мешали миссионерам.

Именно на основе этих рассуждений в 1226 году император Фридрих II издал Золотую буллу в Римини, отдавая Пруссию и прочие языческие земли Тевтонскому ордену, а папа Александр IV (1254-1261) наградил их всеми землями, что они смогут покорить.

Папа благословил вечный крестовый поход, а императоры побуждали знать и рыцарей принять крест против язычников.

Доминиканские монахи, эти проповедники любого крестового похода, состоявшие в самом престижном ордене того времени, говорили потенциальным добровольцам, что в тот момент, когда крестоносцы поражают врагов Господа, души последних отправляются прямо в ад, а души павших крестоносцев прямо в рай, где пребывают в вечном блаженстве.

Пятый крестовый поход крестоносцев во главе с королем Андрашем II Венгерским и герцогом Леопольдом VI Австрийским в Святую землю 1217 – 1221г. закончился неудачей.

Для компенсации расходов папа Григорий IX, отдает королю А́ндрашу II Крестоно́сцу - земли галицинской Руси.

Русская кафолическая церковь и православная несторианская церковь совместно (???), или Несторианский патриарх призывает к защите Православия от католического Запада.

Смотрите: http://www.proza.ru/pics/2016/01/22/881.jpg?268

распространение несторианской православной церкви.

На курултае выбирается предводитель несторианского войска, им был избран Чингиз – хан, который на Дону, у донских казаков – несторианцев, оставляет свои юрты и повозки, и совместно с донским войском совершают дерзновенный поход на Венгрию.

Еще в XI в. венгерские короли выступали с претензиями на Галицко-Волынскую Русь. Получив буллу от Ватикана, они активизировали свои действия в этом направлении, предприняв ряд походов. Вен­герские короли не раз объявляли себя «королями Галича».

Весной 1241 г. совместное православное войско под предводительством хана Батыя, встретив лишь слабое сопротивление, вторглись в страну. Напрасно королевские посланцы по старинному обычаю объезжали страну с окровав­ленным мечом, созывая феодалов в поход.

11 апреля 1241 г. у деревни Мохи на севере королевства состоялось одно из самых трагических и памятных сражений в истории средневековой Венгрии. Сам король едва спасся в Далмации.

В XIII в. венгры уже не могли противостоять тактике стремительных набегов ко­чевников, которую так успешно применяли сами против Запад­ной Европы три века назад.

Вот поучительный пример совместных действий русских ратников и монгольских войск.

Далее осуществлялся немецко-рыцарский «дранг нах Остен» против народов Восточной и Южной Прибалтики, а также Северо-Западной Руси.

Наряду с орденом иоаннитов и храмовников, чьим мечом укреплялось владычество рыцарей и купцов в Сирии и Палестине, «свет истинной веры» распространяли Тевтонский орден и возникший в 1202 г. немецкий орден Меченосцев: во имя торжества креста они проливали кровь славян, ливов, эстов и пруссов.

Летом 1236 года войска Ордена меченосцев были разгромлены под Шяуляем объединенным белорусско-литовским войском. В литовском войске находились и войска монгол (караимы).

В 1240 году князь Александр разгромил на Неве войско шведских рыцарей.

Добыть победу ему помогли полочане. Рассказывая о битве в одном из летописных произведений, современник отметил подвиги шести наиболее отважных воинов. Среди этих героев был назван и Яков из города Полоцка. Вооруженный только мечом, проявляя исключительное мужество, он напал на целый отряд («полк») шведов и один выдержал бой против рыцарей.

Эти поражения вынудили меченосцев пойти на объединение с Тевтонским орденом и создать совместный Ливонский орден.

Рыцари и далее продолжали свою агрессию против народов Прибалтики и Белой Руси. За период с 1230 по 1284 гг. тевтоны подчинили Пруссию и сделали ее базой для своих походов на соседние территории.

В противостояние им закалялась боевая выучка белорусских полков. Особенно проявили себя полочане и витебчане в битвах у озера Дурбе (1260 г.) и Ленаварденом (1261 г).

Вооруженные силы Ливонского ордена действовали не только в белорусском Подвинье. С 1250 года они начали осуществлять набеги в глубь Понемонья.

Так, в 1250 году магистр Ливонского ордена Андрей фон Штирленд напал на Новогрудок, однако захватить его не смог. В 1284 году осуществили свой первый поход на Гродно крестоносцы из Пруссии. Сюда они приходили еще около 20 раз.

Начиная с середины XIII века и по 1345 год крестоносцы совершили свыше трех десятков походов. Прусский орден — около семидесяти, а Ливонский — порядка тридцати.

В годы правления Кейстута, сын Гедимина, союзное белорусско-литовское войско ответило тридцатью походами на Пруссию и десятью походами на Ливонию.

За относительно короткий период (37 лет) с обеих сторон было осуществлено 140 походов. При этом за последние 12 лет правления Кейстута (1370—1382 гг.) состоялось 75 походов.

В среднем по 6 походов в год. Более 15 походов были осуществлены крестоносцами в годы правления Витовта (1352—1430 гг.). Последний захватнический поход крестоносцы из Ливонии осуществили в 1413 году.

Земли Белой Руси и Литвы щедро политы кровью православных воинов. Дорога к победе густо выстлана телами многих тысяч бесстрашных и славных витязей.

О камни многих белорусских замков иступили свои мечи хищные чужестранцы. Помимо Гродно, они четыре раза безуспешно — в 1250, 1314, 1391 и 1394 гг. — штурмовали Новогрудок.

Пять раз — в 1333, 1366, 1382 и 1386 гг. — видел их гордый и непокоренный город Полоцк. Трижды — в 1384, 1392, 1394 гг. — они пробовали взобраться на высокие стены Лидского замка.

Наибольшую славу непреступной твердыни, о которой знало всё европейское рыцарство, получил древний Гродно («Гарта» или «замок Гартен», как его называли прусские хронисты).

Начиная с 1284 и по 1402 год, крестоносцы осуществили на это орлиное гнездо Понемонья около тридцати походов.

Более четверти века обороной Гродно руководил непобедимый князь Давид (Давыд) Городенский, который со своей дружиной ходил на выручку Новогрудку и Пскову, осуществлял кинжальные рейды в Пруссию, под Бранденбург и Франкфурт-на-Одере. Не одолев Давыда в открытом бою, немцы с помощью наемного убийцы — польского рыцаря Андрея Госта (Горста), по-предательски трусливо, в спину, убили его.

Если участие татаро - монгольских войск в русских летописях было скрыто, то в последний Грюнвальдской битве в 1411 г. польские хроники отмечают участие ряд исторических личностей, которые после битвы оставили заметный след в истории:

Будущий вождь гуситов и национальный герой чешского народа Ян Жижка, легендарный польский рыцарь, «Зерцало рыцарства» Завиша Чёрный.

Сын Тохтамыша, а также будущий хан Золотой Орды Джелал ад-Дин.

Будущий наместник Чешского королевства, предок князей Вишневецких и Збаражских Сигизмунд Корибутович; сын Кейстута и брат Витовта, будущий великий князь литовский Сигизмунд, будущий великий магистр Тевтонского ордена Генрих фон Плауэн;

будущий князь новгородский, предок князей Мстиславских Юрий Лугвенович; предок князей Острожских, позднее постригшийся в православные монахи и канонизированный после смерти Фёдор Данилович (Преподобный Феодосий Острожский);

будущий регент Королевства Польского и первый кардинал польского происхождения Збигнев Олесницкий.

 

Так что делали эти два представителя тюркского народа со своими воинами в 1411г. на западных границах православного мира?

И почему с XIV столетия полностью исчезает из истории и вообще из мира повествований несторианство?

И появляется миф о татаро – монгольском нашествии, на которое можно свалить все беды и нерасторопность.

Для Запада прекрасная отговорка: все ограбление Малой Азии, Византии и всего ближнего Востока свалить на «мифического» варвара.

Ищите «золото» Чингиз – хана...

 

Литература:

У. Монтгомери Уотт «Влияние ислама на средневековую Европу»

http://krotov.info/history/09/3/watt.html

http://www.e-reading.by/book.php?book=1014329

Тимоти I (Патриарх Nestorian)

http://ru.encydia.com/en/Тимоти_I_%28Патриарх_Nestorian%29

Христианство в 7-ом столетии

http://ru.encydia.com/en/Христианство_в_7-ом_столетии