Многие, отстаивая свою позицию в соцсетях, приводят на редкость абсурдные аргументы, не хотят признавать факты, отвергают логику и трактуют исторические события самым удивительным образом. У одних Бандера оказывается героем, у других Путин победил Ельцина, третьи судят обо всей экономике по собственному двору с иномарками или по каким-то сугубо личным успехам. И некоторые со своими абсурдными, алогичными взглядами даже на митинги ходят. Ведь это не просто комментарий в соцсети написать - это надо встать, пойти... надо же наверное подумать, на что будет потрачена энергию, на поддержку какой политической позиции. Но... судя по их позиции, думают они плохо или не думают вообще.

Поэтому списать все на обывательскую лень, инертность и нежелание что-то менять в стране по принципу "от добра добра не ищут" - не получается.

Тем более нельзя списать на инертность поведение сторонников майдана, которые выходили на площадь, стояли там много часов, много дней подряд, а кто-то даже бросал камни и бутылки с бензином - должны же они были чем-то думать, должны же были понимать, за что вышли и кого поддерживают. Однако, судя по результатам, не думали.

Вот и получается, что идиотов в обществе хватает - и в российском и в украинском.

Ну или не идиотов, а глупцов - определения могут быть разными, не в этом вопрос.

Вопрос в том, откуда они берутся, да еще в таком количестве.

 

Попробую выделить несколько причин появления на постсоветском пространстве большого количества людей, придерживающихся "идиотских" позиций в политике и экономике:

1. Оболванивание населения.

Здесь имеется ввиду не только и не столько пропаганда в чистом виде, сколько понижение общего уровня сознания, понижение образовательного уровня.

За счет чего это происходит?

1.1. Понижение уровня образования в школах и ВУЗах, введение ЕГЭ.

Система ЕГЭ - это оболванивание в чистом виде, потому что данная система учит людей банально выбирать один из нескольких предложенных вариантов, не задумываясь о существовании каких-либо других. И если на школьных экзаменах среди предложенных вариантов обязательно есть правильный, то в жизни так бывает не всегда. И вот, отличник ЕГЭ сталкивается с ситуацией, когда ни один из шаблонных вариантов поведения не является правильным, а он уже привык выбирать один из готовых ответов, не думая о возможности других сценариев - и выбирает. Человеку предлагают выбрать между Путиным и Навальным - и он выбирает, хотя оба варианта неправильные. Сама система выборов неправильная. Но человек, привыкший выбирать один из предложенных вариантов, уже не может мыслить по-другому, он не может усомниться в том, что один из вариантов является правильным. Поэтому выбирает и начинает доказывать правильность своего выбора себе и окружающим. И приводит порой идиотские аргументы, потому что если он не докажет правильность своего выбора тем или иным способом, рухнет вся его система поведения, основанная на выборе "одного из".

И проблема не сводится только к ЕГЭ - упрощение системы образования и понижение ее уровня началось задолго до введения ЕГЭ. Еще в 90-е, когда начался массовый отток грамотных преподавателей из школ и ВУЗов, система начала деградировать из-за понижения уровня преподавательского состава. Поэтому деградация системы образования отразилась не только на тех, кто закончил школу в последние годы, но затронула и предыдущее поколение.

1.2. Понижение уровня руководства и специалистов.

После ликвидации СССР началось лавинообразное закрытие проектных институтов, КБ, заводов. Квалифицированные специалисты начали либо уезжать, либо переходить на низкоквалифицированную работу. Многие устроились в торговле, в офисах, стали менеджерами или чиновниками, то есть занялись работой, не требующей гибкости мышления и фантазии, а наоборот требующей мыслить шаблонно. И ежедневная шаблонная работа приучила так же шаблонно мыслить.

Понизился и уровень руководства на всех уровнях, это связано как с упрощением экономики от производственной до торгово-сырьевой, так и с тем, что высокие посты начали занимать люди с низкими моральными качествами, грубо говоря - жулики и воры. А люди с низкими моральными качествами как правило и высоким уровнем сознания не отличаются тоже. И заместителей себе подбирают таких же, чтобы не оказались умнее и нравственнее. И так вся иерархия заполняется по принципу "тупой и еще тупее" с редкими исключениями.

Примитивная торговая и бюрократическая деятельность с шаблонным принципом работы, отрицательный отбор руководства, которое тянет вниз всю экономику и кадровый состав - приводит к тому, что люди перестают думать, принимать сложные решения, вникать в суть проблем, начинают в жизни мыслить так же шаблонно, как и на работе.

И данная проблема тесно связана с проблемой деградации системы образования. Потому что примитивной торгово-сырьевой экономике и бюрократическому аппарату не нужны квалифицированные кадры - нужны лояльные, умеющие работать по шаблонам. А поскольку квалифицированные кадры не нужны - система образования их и не готовит. И наоборот - система образования готовит специалистов с низкой квалификацией - они впоследствии занимают руководящие должности и понижают уровень работы. Система оказывается замкнутой, плохое образование и примитивная экономика взаимно понижают уровень друг друга.

1.3. Телевидение и кино.

Про низкий уровень современного кинематографа и телепередач я уже писал неоднократно. И это тоже сказывается на поведении людей, уровне сознания и гибкости мышления.

Даже если вынести за скобки новостные и политические программы, то что видит современный телезритель?

Тупые боевики, еще более тупые детективы, ток-шоу, построенные на примитивных эмоциях, страстях, криках, сенсациях - что еще?

Интеллектуальное кино, которое демонстрируется по телевизору - это в основном советское кино, но оно занимает сравнительно небольшую часть эфира. Большую часть эфира занимает современное кино, которое опять же снимается по шаблонам и разного рода ток-шоу, которые вообще не располагают думать - только заряжаться примитивными эмоциями.

Какие-либо познавательные передачи и научные программы - большая редкость. Да и то среди них большинство таких, которые не очень-то располагают думать, а просто дают любопытные факты.

Поэтому телевидение и кино опять же вносят свой вклад в общий процесс оболванивания. Человек, который отвыкает думать на работе, приходит домой, садится перед телевизором и опять же не включает голову - просто развлекается движущимися картинками, не наполненными сколько-нибудь глубоким смыслом.

1.4. Магазины.

Казалось бы, ну магазины-то как могут оболванивать?

А вот могут.

Оболванивают не столько магазины, сколько потреблядство как образ жизни, как основа жизни, как цель жизни, как процесс, вокруг которого вертится жизнь.

Примитивный потребительский образ жизни влечет за собой примитивное мышление, примитивное сознание.

Люди становятся рабами вещей, приложениями к своим вещам и сами становятся как вещи, только вещи с руками и ногами, которые собирают вокруг себя другие вещи.

Люди зарабатывают деньги, занимаясь примитивной шаблонной работой, потом тратят заработанные деньги на вещи, которые они не производили, которые устроены сложнее, чем их собственный продукт - и это отупляет еще сильнее. Люди покупают вещи, устройство которых и способ изготовления они не понимают - просто покупают их как продукт более высокой цивилизации.

И сам процесс покупки шаблонный. И выбор товаров шаблонный. Увидели в рекламе (у друзей, знакомых, на витрине) - купили. Увидели - купили. Увидели - купили.

Масса вещей покупается без особой необходимости, просто потому, что потребитель встроен в процесс зарабатывания и траты денег и не может выскочить из него. Это как конвейер - заработал, потратил, заработал, потратил. А конвейер отупляет, превращает человека в шестеренку.

И человек, ставший шестеренкой в потребительском механизме, превратившийся в раба вещей, устройство которых выше его понимания, выше уровня его собственной работы - начинает мыслить как шестеренка, как раб.

2. Пропаганда.

В отличие от оболванивания, которое является скорее побочным явлением экономической деградации, пропаганда - это целенаправленное внедрение нужных штампов и шаблонов в сознание обывателя. А поскольку пропаганда штука целенаправленная, то она осуществляется с применением всех доступных средств и технологий, а значит действует сильнее и быстрее.

Ложь, повторенная сотню раз, становится правдой, поэтому для внедрения в сознание обывателя ложных идей, концепций, ошибочных взглядов и трактовок - достаточно всего сотню раз повторить их. Если повторять в каждом новостном выпуске - через 3-4 месяца ложная идея, концепция, трактовка будет восприниматься как правильная.

А если повторять ложь не 3-4 месяца, а 20-30 лет?

Стоит ли удивляться результату, если ложь повторили 10 000 раз?

Вот люди и ходят на выборы, потому что им на протяжении 26 лет говорят про выборы. Вот и верят в демократию. Вот и верят в Путина - потому что его показывают два раза в каждом новостном выпуске, итого - более 10 000 раз за 17 лет для тех, кто смотрит новости каждый день.

А вы не задумывались, зачем по всем каналам на протяжении многих лет крутится рекламный ролик "Газпром - национальное достояние"? Несколько рекламных показов в день на каждом из центральных каналов. Итого - более 10 тысяч показов за все время, какой бы канал человек ни смотрел по вечерам. Для чего? Для того, чтобы обыватель сроднился с мыслью, что главное достояние России - это газ, что ничего другого нет и не нужно. Это не говорится напрямую, но в сознание закладывается сырьевая доминанта.

И это я рассмотрел только одну из технологий - повторение. А ведь есть еще масса других. Есть принцип "чудовищной лжи" по Геббельсу, согласно которому "чтобы в ложь поверили, она должна быть чудовищной". Есть принцип полуправды, когда человеку говорится только часть правды и он вынужден согласиться, потому что говорится чистая правда, которую можно проверить многими способами, просто говорится не вся правда, а лишь выгодная часть.

Для усиления эффекта могут привлекаться авторитеты, которым люди доверяют - известные артисты, спортсмены. Посмотрите на состав Единой России в Госдуме - зачем там столько известных людей? Именно для этого. Потому что люди охотно верят авторитетам.

В результате, за счет применения разнообразных средств и технологий пропаганды, на протяжении длительного времени (17-26 лет) в создание большинства граждан оказались заложены нужные концепции, идеи, взгляды, трактовки событий.

И все это легло на благодатную почву примитивного шаблонного мышления массового потребителя, прошедшего через конвейер оболванивания.

Людей перестали учить думать в школах и ВУЗах - только воспринимать справочную информацию, отучили выполнять сложную работу на производстве, подсадили на примитивное кино и ток-шоу, встроили в отупляющую и порабощающую систему потреблядства и обрабатывают пропагандой. И так два десятка лет.

Да тут у любого мозги переформатируются, как бы он не был подготовлен в советском прошлом. Если жить так, как этого требует система - работать в торговле, заниматься потреблядством, смотреть по вечерам предложенные телепередачи и выпуски новостей - за 10 лет можно не только в честные выборы и Путина начать верить, но вообще в любую чушь.

Стоит ли удивляться, что эта машина по переработке и утилизации мозгов за прошедшие 17-26 лет превратила 90% населения если не в клинических идиотов, то как минимум в людей с искаженной системой ценностей, абсурдными представлениями о политике и экономике, противоречивыми взглядами, в которых они сами в упор не видят противоречий?

Да тут нужно удивляться тому, что хотя бы 10% еще остались в здравом уме и хотя бы о чем-то способны рассуждать, пользуясь логикой и здравым смыслом, а не набором шаблонов.

3. Подражание.

Существует еще одна причина, по которой люди так охотно принимают принципы демократии, капитализма и рыночной экономики, даже не пытаясь задуматься об их правильности.

Это принцип подражания.

Образцом для подражания служит Запад - США и страны ЕС. Обыватель видит, что эти страны успешные, уровень жизни в них выше, чем в России и делает вывод, что надо жить так же, надо принимать те же принципы, по которым живут США и ЕС, потому что это успешные принципы, они ведут к успеху. А если что-то не получается - значит просто неправильно делаем, надо лучше стараться и в конечном итоге все получится.

И здесь подражатели попадают в ловушку полуправды. Дело в том, что демократия и рыночный капитализм - это лишь часть правды о том, что обеспечивает высокий уровень жизни в США и ЕС.

Уровень жизни в США в значительной степени обеспечен за счет паразитирования на всем остальном мире, который пользуется долларом в качестве мировой валюты и покупает американские облигации. И еще американские корпорации владеют огромным количеством производств по всему миру, получая прибыль от их деятельности. Все это элементы неоколониализма. США - неоколониальная империя, живущая в значительной степени за счет своих виртуальных колоний.

Уровень жизни в ЕС обеспечен суммой факторов - имеет место как неоколониализм, подобный США, только в меньших масштабах, так и высокая плотность населения, снижающая транспортные и инфраструктурые издержки.

Поэтому в России, у которой нет неоколониальной ренты, зато есть большая территория с суровым климатом, низкой плотностью населения и высокими инфраструктурными издержками - при той же экономической и политической модели никогда не будет сопоставимого с США и ЕС уровня жизни, даже близко. А если учесть природные богатства России, которые позволяют крупному капиталу сосредоточиться на их экспорте и снимают всяческую необходимость развивать производство - ничего интереснее и эффективнее торгово-сырьевой экономики при рыночно-капиталистической модели и демократии в России не возникнет.

Но чтобы это понять - нужно смотреть вглубь вещей, разбираться в деталях и изучать картину в целом, а не выборочно. Нужно смотреть вглубь вещей, чтобы понять, что демократия - блеф, даже в США, где за сто лет ни разу не стал президентом независимый кандидат, а только представитель одной из двух партий (Единая Америка и Демократическая Америка). Нужно разбираться в деталях, чтобы понять, что рыночная экономика давно уже состоит из сплошных планов разных уровней, даже в США, где план на плане сидит и планом погоняет.

Но чтобы разбираться в деталях - нужно думать, а не смотреть тупые ток-шоу и не заниматься шоппингом. И работать желательно не манагером, торгующим по прайсу, а конструктором или инженером.

Но люди, чье сознание упростилось до купи-продай, которые думают только о вещах и сами стали похожи на вещи, привыкли к шаблонной работе и шаблонным телепередачам, встроились в конвейер потреблядства, разучились думать и превратились в рабов системы, да еще и подверглись многолетнему воздействую пропагадны с тысячами повторов ложных идей и ценностей - давно утратили способность к анализу, изучению сложных механизмов и причинно-следственных связей.

Поэтому 90% людей, а может быть и больше - просто впитывают то, о чем говорится по телевизору, тупо верят словам, которые слышат от авторитетов, принимают на веру то, что чаще повторяется в новостях и шоу, а также воспринимают простые аналогии и пытаются подражать тем, кого считают успешными - российской элите, бизнесменам, Европе и США в целом.

Можно ли называть их идиотами или нет?

Их вера в демократию, Путина, капитализм, рынок и все прочее - это результат оболванивания, пропаганды и склонности к копированию успешных примеров.

Сегодня они просто жертвы оболванивания и пропаганды.

Идиотами они были в прошлом, когда начали каждый вечер смотреть телевизор и превращать свою жизнь в магазин.

Источник: http://amfora.livejournal.com/550285.html