25 октября 2005 года исполнилось 90 лет со дня рождения (и 30 лет со дня смерти), конструктора ракетно-космических систем Михаила Кузьмича Янгеля. Конструктора, с чьим именем связано столько достижений,что захватывает дух. В его честь были названы:кратер на Луне,астероид,пик на Памире, многие предприятия,улицы,в нескольких городах стоят памятники. Он награждён золотой медалью им. С. П. Королева АН СССР(1970),Ленинской премией (1960),Государственной премией СССР (1967),награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями.

Но из известной тройки главных конструкторов, Янгель известен пожалуй наименьше всего.Хотя то что он сделал ничуть не меньше того,что сделали Королёв или Челомей.

Для проверки этого утверждения я провел опрос среди знакомых,и только одному фамилия Янгель покозалась знакомой.Почему это происходит? Может потому,что ОКБ которе он возглавлял осталось на Украине?Или это связанно с общим падением интереса к космонавтике? Не знаю.Только обидно,обидно за людей чьими достижениями мы гордимся,а кто их сделал не знаем.В этой статье я хотел показать какой человек был Михаил Кузьимч Янгель.

М.К.Янгель родился в д Зырянова(Иркутская область) 25 октября 1911 года.Как он однажды пошутил, его деревня находилась "всего в двух месяцах ходьбы от железной дороги".В 1926 году он приезжает в Москву.В 1931 году он поступает в МАИ.МАИ он окончил с отличием и попал в КБ Поликарпова,где учавствовал в создании И-16,И-17 и многих других самолётов.После воины он оканчивает Академию авиационной промышлености, и уходит в ракетную отрасль:его назначают в ОКБ(Особое конструкторское бюро).Здесь его карьера идет в гору,скоро он директор этого бюро,затем один из заместителей С.П.Королёва,потом он директор Научно-исследовательского института по ракетной тематике.

И наконец, 10 апреля 1954 года Янгель становится главным конструктором ОКБ "Южный машиностраительный завод" в Днепропетровске.Завод тогда по космической тематике выпускал ракеты Р-1 и Р-2.Янгель затевает проект ракеты на гептиле и азотной кислоте,эта ракета должна была стоять на постояном взводе и быть более мобильной ракетой чем ракеты Королёва.Эта ракета средней дальности получила название Р-12 и первый раз полетела 22 июня 1957 года.И Янгель стал настояшим конструктором ракетно-космических систем.


Это ракета была одной из лучших ракет того времени, и для этой ракеты (впервые)был использован шахтный способ хранения,что сушественно повышало надежность,зашишеность и уровеь боевой готовности ракетных комплексов.

В 1959 году эти ракеты устанавливают в большом количестве на стартовых позициях(первыми из советских ракет).Затем ОКБ Янгеля разрабатывает ракету промежуточной дальности Р-14, а в мае 1959 года принимается решение о разработке межконтинентальной ракеты Р-16.Эта ракета стала второй после Королевской Р-7 советской межконтинентальной ракетой и надолго стала основой Ракетных войск стратегического назначения.К сожалению с именем Янгелевской Р-16 связанно также и самая серьезная катастрофа ракетной истории... Печально известное "Неделинское бедствие"

Это случилось при подготовке к первому старту Р-16,из-за гигантской спешки были нарушены правила техники безопасности, что привело к незапланированному включению второй ступени, это вызвало гигантский пожар и чудовищные жертвы.Всего погибло 126 человек...

Янгель находившийся рядом со стартовым комплексом выжил чудом(он отошёл покурить)и тяжело переживал случившееся.После этой катастрофы он слег в больницу,а моральную ответственность за жизни этих людей ощушал да конца своих дней,хотя коммисия пришла к выводу что Янгель не виновен,а виноваты разработчики систем управления.После этой катастрофы Янгель стал активно отстаивать концепцию безлюдного старта,примером которого может служить хотя-бы комплекс "Циклон" или "Зенит".


После Р-16 начинается разработка ракеты Р-36.Эта ракета должна была стать новым словом в ракетной технике,были переосмысленны концепции проектирования ракет.Р-36 кроме "стандартного" межконтинентального варианта, разрабатывалась еще в одном,крайне интерестном варианте.На ее базе разрабатывалась Глобальная ракета!Другими словами здесь боеголовки летели не по оптимальной траектории,а сначала выводились на орбиту и могли поразить цель на "первом или любом другом витке вокруг Земли",против такой системы была бессильна ПРО,а точнее её пришлось бы слишком сильно усложнять.Из всех(!) разрабатываемых противоракетных систем,справиться с глобальной ракетой могла, пожалуй, только СОИ которая сама по себе была мифической.

Сложности перехвата глобальных ракет четко выразил Хрущев говоря "мы можем запускать ракеты не только через Северный полюс, но и в противоположном направлении тоже... Глобальные ракеты могут лететь со стороны океана или с других направлений, где оповещающее оборудование не может быть установлено".Это была действительно серьезная угроза.США сначала не верила,что мы создаем такую систему,так как использование таких ракет нарушало соглашение о не выводе в космос атомного оружия.Но мы смогли обойти этот запрет,головные части Р-36орб хоть и достигали первой космической скорости,но полного оборота вокруг земли не описывали,а значит строго говоря на орбиту не выходили.

Ракеты Р-36 и Р-36орб прошли испытания и были приняты на вооружение.Р-36орб состояла там до 1979 года,когда была запрещена договором ОСВ-2, и к январю 1983 года снята с вооружения. Также за 2 года до своей смерти Янгель положил еще один важный" кирпич" в оборону нашей страны.28 августа 1969 года на заседании Совета Обороны СССР,он зашитил свой путь развития баллистических ракет.Он выдвинул и доказал необходимость разделяюшихся боеголовок,автономных систем управления и самого ракетного комплекса,ампулизация ракет(когда ракеты запечатываются в шахте и лишь изредко проверяются),усиление самих шахт для зашиты от взрывной волны.Выход из шахт должен был происходить по уже разработанному в ОКБ Янгеля "холодному" минометному способу(ракету весом 200 тонн подбрасывают в воздух и лишь в полете включаются двигатели).Этот подход и положил путь к "Сатане",ракете, внесённую в "Книгу рекордов Гиннесса", как самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета в мире!

Вот эта история работ Янгеля на ниве укрепления обороны нашей страны.Причем эта сторона жизни Янгеля даже больше известна, чем его усилия в деле мирного освоения космоса.Притом,что здесь его достижения есть, и немалые.

К началу 60-х годов Советский Союз оказался в странном положении.У него не было эффективных систем для вывода на околоземную орбиту спутников весом до 1 тонны.Ракетоноситель (РН) "Восток", созданный на базе Р-7, был тогда самым мощным ракето-носителем и эту тонну мог запустить даже вокруг солнца,а следовательно для вывода на низкие орбиты был избыточен.

Здесь и пригодилась Янгелевская Р-12.На её базе был сделан РН "Космос",который и вывел на орбиту 16 марта 1962 первый спутник серии "Космос".Дальше на базе баллистических ракет Янгеля были сделаны ракетоносители "Интеркосмос" и "Циклон".А сейчас на базе "Сатаны" получили РН "Днепр".Об уровне этих ракетоносителей говорит хотя-бы то,что РН "Циклон-2" совершил более 100 пусков и все успешные!

Но самые малоизвестные факты из жизни Янгеля связаны с его участием в Лунной программе СССР.Эти моменты фигурируют очень редко, обычно пишут что-то вроде того, что Янгель разрабатывал "Лунный" ракетоноситель Р-56, но его остановил Хрущёв на стадии эскизного проекта.Попробую разобраться в этой интересной истории.

12 апреля 1961 года, совершая свой одновитковой полёт вокруг земли, Гагарин вошёл в историю и положил конец надеждам Америки восстановить престиж, пострадавшей от запуска спутника,запустив первыми человека в космос. Алан Шепард безнадёжно опоздал.Хрушев кричал на весь мир об преимушестве Советского строя,и хотя паники, сродни с той,что была при запуске Спутника-1,не получилось,общественный резонанс был очень большим.Чтоб внести ясность президент США Джон Кеннеди решает выступить с речью.В этой речи он, образно говоря, " бросил перчатку". Он поставил цель, чтобы восстановить престиж Америки. Причем он выбрал эту цель такой, чтоб серьёзной форы не было не у кого. "Я верю"- сказал Кеннеди,-"что страна согласится с необходимостью высадить человека на Луне и обеспечить его благополучное возвращение на Землю до конца настоящего десятилетия"...

После этих слов,"Лунная" гонка началась.Правда началась несколько странно.В Америке были заключены контракты, началась проектировка систем,выбор траектории полёта.В СССР ничего этого как такового не было, был одобрен только план облёта Луны.Хотя Королёв,Челомей и Янгель стали проектировать комплекс для посадки на Луну,но без офицальных на то полномочий.Задание на проектировку комплекса поступило только в августе 1964 года.Через три года после Америки!

К этому времени уже стал очевидным раскол между главными конструкторами. Глушко, который проектировал до этого все двигатели для Королева, из-за разных взлядов на двигательное топливо ,ушёл к Челомею.Вместе с Челомеем они в противовес Королёвской Н-1 противопоставили свою УР-700.Этот спор в конечном счете и был причиной беславного окончания "Лунной" гонки. И единственным из главных конструкторов кто попытался исправить положение был Михаил Кузьмич...Он правильно показал,что тот уровень разработок который был по силам одной фирме прошёл,и для достижения цели нужно обьеденить усилия всех.И был здесь совершенно прав! Так как анализ наших достижений в космосе показывает,что серьезных успехов мы добились только при обьединении всех усилий.А в Америке над програмой Apollo работало свыше 20000 организаций. План Янгеля для обьединения усилий был такой: он разрабатывает ракетоноситель,Королёв разрабатывает пилотируемую часть системы,а Челомей беспилотную.


Но этот проект отвергли и Королев и Челомей!Они указали на то, что Р-56 которую проектировал Янгель в два раза слабее Н-1,а значит для осушествления полёта на Луну потребуется несколько запусков Р-56,с последушей стыковкой и сборкой на орбите.В чем-то они конечно были правы,но забыли, что если Р-56 в два раза слабее Н-1, то значит трудностей с её проектировкой будет меньше,а отработку стыковки нам всё равно пришлось отрабатывать.И это исключая то,что у Р-56 были обширные возможности для вывода на орбиту самых различных спутников! Как бы то ни было,но проект Р-56 закрыли.Но Янгель всё равно учавствовал в "Лунном" проекте.Похоже идея Янгеля не прошла бесследнно,Королёв предложил его ОКБ разработать корабль для мягкой посадки на Луну и старта с нее.Это была действительно серьезная задача.И Янгель с блеском справился с ней. Были проведены полномасштабные проверки модуля на земле,но для надежности необходимо было провести испытания модуля хотя-бы на орбите Земли.

Когда после посадки Apollo-11 на Луну интерес к полету стал угасать,Янгель потребовал чтобы испытания его модуля все равно прошли.С 24.11.1970 по 12.08.1971 были проведены 3 испытательных полёта,они имитировали:схему взлета-посадки,нештатные ситуации.Эти испытания прошли на отлично, и показали, что если бы Н-1 была доведенна до ума,то мы могли высадиться на Луну. Лунный модуль оказался последним детищем Янгеля.Он умер через два месяца после последнего полета модуля.Михаил Кузьмич Янгель умер в день своего 60-летия, 25 октября 1971 года, когда друзья приехали его поздравить...

Созданое им конструкторское бюро,теперь принадлежит Украине и до сих пор является одним из самых лучших аэрокосмическим предприятием.А созданная в ней РН" Зенит" на данный момент,одна из самых совершенных ракет в мире.


По материалам :
Диска "Руские в космосе"
Сайта"История Российской-Советской космонавтики" www.space.hobby.ru