Содержание материала

Радуга

 

К середине 1870 годов творчество Алексея Кондратьевича достигло своего пика. Его картины появились на Всемирных выставках –– он опережал современную пейзажную живопись. Но проходил этот путь с большими трудностями. Как писал о нем Левитан, «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

В своих полотнах Алексей Кондратьевич ни на шаг не отступал от правды. И верен остался только России.

Казалось бы, стужа, мороз –– какая поэзия в стоящем столбом дыме из труб, в лошадке, везущей дрова, в дырявом заборе? Но, глядя на тихую, в жемчужных тонах картину, зритель вспоминает пушкинские строки:

Никто до Пушкина и Саврасова так не чувствовал и не передавал задушевность русской природы. Они сделали скромность нашим богатством.

В 1875 году Алексей Кондратьевич окончил картину «Радуга». Казалось, что даже краски художник использовал необычные, прозрачные, созданные из дождя и света. А между тем «Радуга» –– простое повествование о сельских буднях. Несколько изб на косогоре; от речки по тропке медленно ступает женщина с ведрами на коромысле; сквозь тучи пробиваются лучи солнца, освещая омытую дождем зелень…

Но за этой простотой чувствовалась мягкая, хорошая душа художника, которому все это дорого и близко. Он изобразил бархат травы, стежки тропинок, кусты ракиты –– как единое целое с маленькими избушками на пригорке. А на фоне свинцовой тучи написал нежную радугу, словно приглашающую за собой к духовному восхождению и возрождению.

Картина «Радуга» глубоко символична, она –– одухотворенная песнь о любви, светлых силах и Боге. С созданием ее Саврасов окончательно вошел в число лучших художников России.

До конца жизни он не утратил чуткости к красоте природы, создавая все новые и новые замечательные произведения, наполненные светом, воздухом и какой-то щемящей, истинно русской ноткой.