Содержание материала

Всадница

 

Еще до работы над «Помпеей» Брюллов познакомился с первой красавицей Петербурга графиней Самойловой, переехавшей жить в Италию. Юлия Павловна, богатая наследница двух старинных родов, была независимого поведения, собирала у себя в Петербурге просвещенных людей, и Николай I, недовольный ею, вынудил Самойлову покинуть Россию. Брюллов стал ее горячим поклонником с первой же встречи. И немудрено, если сам Пушкин посвятил Юлии Павловне стихи, восхваляя ее многочисленные достоинства:

 

Всё в ней гармония, все диво,
Всё выше мира и страстей…

 

Самойлова и Брюллов много путешествовали по Италии, отдыхали на озере Комо, бродили среди руин Помпеи, где и возник у Брюллова замысел написать картину. У Юлии Павловны были приемные дочери Джованина и Амацилия. По ее просьбе Брюллов написал их портрет. На всем скаку Джованина останавливает коня. Амацилия, ухватившись за решетку балкона, восхищённо смотрит на нее.

Брюллов изобразил Джованину так, как до него принято было изображать только титулованных особ. Конный портрет всегда был парадным и неизбежно содержал потаенный смысл: всадник, подчинивший себе горячего скакуна, –– человек властвующий. Но у Брюллова обычная девушка вернулась с обычной прогулки. Карл Павлович первым из живописцев соединил парадный портрет и бытовую сцену, создав вдохновенное полотно, воспевающее радость жизни.

Тонкое чувство формы, пластичность были отличительными свойствами портретов Брюллова, результатом его серьезного изучения классики. Еще студентом Академии художеств он сорок раз рисовал сложнейшую группу Лаокоона и двенадцать раз копировал Веласкеса.

В 1832 году «Всадница» была экспонирована в Риме и вызвала полный восторг итальянцев. Написанная в натуральную величину, сочными красками, плавной и свободной кистью, картина заставила итальянскую критику сравнивать Брюллова с Рубенсом. Похвалы итальянцев не были преувеличены, это было действительно выдающееся произведение не только европейского, но и мирового искусства.

В 1896 году «Всадница» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым, как портрет Ю.П.Самойловой. Считалось, что это она изображена на холсте. Позже искусствоведы доказали, что это Джованина, воспитанница Самойловой.