Содержание материала

 

 На пашне. Весна

 

 

Когда человек попадает на новое место и остается наедине с собой,  ему приходят мысли, как бы собирающие в одно целое разбитую сутолокой сущность. Еще нет определённости, но в голове уже что-то укладывается, уравновешивается. Так было  с Венециановым,  когда он бродил по окрестным полям своего небольшого имения, смотрел на крестьян в их повседневном труде или в  редкие праздники. Поначалу  испытывал чувство раздвоености, не зная, к какому лагерю принадлежит и должен принадлежать –– к тому, который в стенах Академии, или к тому, который теперь перед ним? Не раз задавался вопросом: где правда?  Там или здесь? 

Всё-таки понял: мертв человек, который стоит на месте, и он должен идти, если хочет быть жив.  Пристально останавливал взгляд на ком-нибудь из крестьян. Это был взгляд, каким смотрят на человека, внутреннюю красоту которого неожиданно почувствовали и человек стал своим, близким. Крестьяне пугались,  смущались. Потом  привыкли.   

Венецианов начал картину «На пашне. Весна». С юности он любил полотна Сандро Боттичелли, жившего в конце XV начале XVI веков. Копии с его картин «Рождение Венеры» и «Весна» иностранные купцы в изобилии привозили в Москву. Изумительные пропорции юных тел, мечта и фантазия Боттичелли завораживали. Весна кидает вокруг себя розы и лилии, она беременна новой жизнью, –– это гармония мира, это вечная радость и обновление!

Будучи классиком и романтиком одновременно, Венецианов в своей картине «На пашне. Весна» перекликнулся с Боттичелли. Но сделал свою Весну крестьянской женщиной. Спокойная, с кротким взором, с пропорциями античной богини, она ведет коней по вспаханному полю. Лазурное небо, мягкая зелень, приглушенный колорит земли, легкая золотистая дымка над пашней… Это причащение человека к вечности через слияние с миром природы.

Впервые в русской живописи была изображена русская природа, впервые представительницу низшего сословия отождествили с античной богиней и приподняли над миром. Впервые было показано, как на русском нечерноземье совершается великое таинство круговорота жизни.

Как художник, Алексей Гаврилович сделал огромный рывок вперед, далеко обогнав всех своих современников.