Содержание материала

 Спящий пастушок

 
 
  

Алексей Гаврилович вернулся в Сафонково, продолжая налаживать свое маленькое хозяйство. Умело применяя агрономические рекомендации, добился  регулярных и достаточно обильных урожаев. Появились скотный двор, небольшой конезавод, молочная ферма.

Заботился Венецианов не только о собственном благополучии. Он построил больницу в Сафонкове, содержал доктора, и сам, бродя с мольбертом по окрестным полям, неутомимо собирал лекарственные травы. Устроил школу для крестьянских детей, создал «мирской склад», где при необходимости крестьянин мог получить зерно, а осенью возвратить его без процентов.  Впоследствии Алексей Гаврилович добился, что самый бедный его мужик имел две лошади и по четыре-шесть голов рогатого скота.

Порой ему казалась, что взятая на себя обязанность непосильна, и тогда он писал родным:  «Обязанности помещика очень тяжелы, ежели их выполнять  по законам гражданским и церковным». 

В Сафонкове у него была огромная возможность творить, сама природа способствовала тому. На высоком  берегу речки Ворожбы Алексей Гаврилович написал «Спящего пастушка» –– тихую, поэтическую картину. Трактовка  пейзажа, связь человека с природой –– все было новым, блистательно разрешая задачу всей европейской живописи.

Венецианов организовал у себя художественную школу  для талантливых крепостных из Сафонково и окрестных имений. Теперь Сафонково кормило и семью Венецианова и всех его воспитанников. И не только хлебом насущным. Практически все жанровые картины художников  школы Венецианова родились здесь, среди округлых холмов и густых лесов, на берегу тихой речки Ворожбы.